Рекомендации для родителей по профилактике суицидального поведения у подростков

0 0
Read Time:3 Minute, 36 Second

Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.

Суицидальное поведение у детей и подростков может нести в себе как черты «манипулятивности», так и выраженные интенции к смерти. Как правило, суицидальный акт или намерения одновременно обусловлены противоречивыми мотивациями: с одной стороны – «воздействие на значимых других», попытка изменить ситуацию или «наказать» обидчика, с другой стороны – избежать психологической боли, обиды, стыда и пр. с помощью самоповреждения или смерти.

ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДА И ПАРАСУИЦИДА

К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

– ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства;

– конфликтные отношения в семье;

– смерть любимого (другого значимого человека);

– разрыв отношений и межличностные конфликты;

– запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

– серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

– нежелательная беременность, аборт и его последствия;

– ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

– серьезная физическая болезнь.

ЗНАКИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Поведенческие признаки:

– внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;

– употребление спиртного и/или наркотических средств;

– избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);

– безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;

– безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;

– внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;

– внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

– невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;

– разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);

– поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;

– присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;

– конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете, либо все хорошо, либо все плохо;

– противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти.

Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

Словесные ключи:

– прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;

– шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

– уверения в беспомощности и зависимости от других;

– прощание;

– самообвинения;

– сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:

– раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);

– написание «записок-завещаний»;

– несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;

– самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;

– частое прослушивание траурной или печальной музыки;

– склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные ключи:

– психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).

МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

– обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;

– действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

– переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;

– чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

– страх позора, насмешек или унижения;

– любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

– чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

– желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

– страх наказания, нежелание извиниться;

– сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СУИЦИД?

Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

ВЫСЛУШИВАЙТЕ ребёнка всегда!

Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

Помогайте преодолевать препятствия, ПОВЫШАЙТЕ заниженную самооценку.

Любые положительные начинания подростков одобряйте словом и делом.

Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

Любите своих детей и будьте деликатными с ними.

Подчёркивайте временный характер проблем.

Если вас тревожит поведение ребенка или его эмоциональное состояние, просьба немедленно сообщить об этом педагогу-психологу, педагогу социальному или классному руководителю.

Родители, помните: всё в ваших руках.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА,

ОКАЗАВШЕГОСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %