Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.
Суицидальное поведение у детей и подростков может нести в себе как черты «манипулятивности», так и выраженные интенции к смерти. Как правило, суицидальный акт или намерения одновременно обусловлены противоречивыми мотивациями: с одной стороны – «воздействие на значимых других», попытка изменить ситуацию или «наказать» обидчика, с другой стороны – избежать психологической боли, обиды, стыда и пр. с помощью самоповреждения или смерти.
ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДА И ПАРАСУИЦИДА
К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:
– ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства;
– конфликтные отношения в семье;
– смерть любимого (другого значимого человека);
– разрыв отношений и межличностные конфликты;
– запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
– серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
– нежелательная беременность, аборт и его последствия;
– ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
– серьезная физическая болезнь.
ЗНАКИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
– внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
– употребление спиртного и/или наркотических средств;
– избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
– безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
– безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
– внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
– внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.
Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:
– невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;
– разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);
– поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
– присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;
– конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете, либо все хорошо, либо все плохо;
– противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти.
Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.
Словесные ключи:
– прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;
– шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
– уверения в беспомощности и зависимости от других;
– прощание;
– самообвинения;
– сообщение о конкретном плане суицида.
Поведенческие ключи:
– раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);
– написание «записок-завещаний»;
– несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;
– самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;
– частое прослушивание траурной или печальной музыки;
– склонность к неоправданно рискованным поступкам.
Ситуационные ключи:
– психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).
МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
– обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
– действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
– переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
– чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
– страх позора, насмешек или унижения;
– любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
– чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
– желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
– страх наказания, нежелание извиниться;
– сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СУИЦИД?
Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
ВЫСЛУШИВАЙТЕ ребёнка всегда!
Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
Помогайте преодолевать препятствия, ПОВЫШАЙТЕ заниженную самооценку.
Любые положительные начинания подростков одобряйте словом и делом.
Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
Любите своих детей и будьте деликатными с ними.
Подчёркивайте временный характер проблем.
Если вас тревожит поведение ребенка или его эмоциональное состояние, просьба немедленно сообщить об этом педагогу-психологу, педагогу социальному или классному руководителю.
Родители, помните: всё в ваших руках.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА,
ОКАЗАВШЕГОСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ
Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.