Цель: поиск оптимальных форм совместной работы учреждения образования и семьи в интересах ребенка.
Задачи:
-
проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию семьи и школы;
-
выявить наиболее эффективные формы взаимодействия учреждения образования и семьи.
Оборудование и инвентарь:
-
медиапроектор, экран, компьютер
-
презентация PowerPoint
-
раздаточный материал для работы в группах.
Замечательный писатель Лев Кассиль говорил: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи
Создавшееся положение способствует детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если учреждение образования не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка
В период постоянного реформирования учреждения образования в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело.
Мы с вами должны отойти от декларативного постулата “Ребенок – субъект воспитания” к методически обеспеченной системе “САМО-”: развития личности как помощи ребенку в самостоятельном решении жизненных проблем, преодолении трудностей учения, общения, здоровья, в проведении досуга, то есть помощь в самоопределении, самореализации, самореорганизации и самореабилитации. Именно эти “само” и составляют сущностную идеологию демократического воспитания и гуманизма в нем.
Сегодня образование это одна из форм социализации, это средство “встроить” растущего человека в общее для всех жизненное пространство.
Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.
В понятие “образование” сегодня включены процессы обучения и воспитания, в котором складывается новая система ценностей, где вместо культа отметки и дисциплины царит истинная культура – внутренняя культура, в системе ценностей которой главная ценность -личность ребенка.
Основной метод-реакция на ситуацию, реакция педагога на поступки учеников, но сегодня этот подход, конечно же, недостаточен.
Воспитание без поведения, без переживания, без социальной практики, без деятельного отношения к жизни невозможно.
Ребенок, взрослея, просто живет, действует, играет, общается, что-то узнает, бегает с мячом, участвует в конкурсах, спектаклях, смотрит фильмы, не задумываясь над тем, что это дает для его развития. Но ведь действует сам. Но развивается сам!
Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемами – хорошо. Если нет – человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка. А какой будет эта поддержка, зависит от личности учителя. В конечном счете именно позиция педагога определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.
И наша с вами задача – научиться профессионально работать в новых гуманистических категориях, связанных с моральным и гражданским самосознанием растущего человека, со смыслом жизни и смерти, нравственным выбором, и в тех технологиях, которые необходимы для того, чтобы разбудить свет в душе ребенка и развернуть ее на самое себя и на других людей.
С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются задачи школы.
Главные из них:
-
Единство процесса воспитания в учреждении образования и семье с целью все стороннего развития личности каждого ребенка.
-
Изучение воспитательных возможностей семей.
-
Скорая воспитательная помощь семье.
-
Повышение педагогической культуры родителей.
-
Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка.
-
Умение координировать усилия семьи и учреждения образования.
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?
Главные функции взаимодействия школы и семьи:
-
воспитательная;
-
оздоровительная;
-
духовно-нравственная;
-
образовательная;
-
бытовая;
-
трудовая;
-
культурно-просветительная;
-
досугово-творческая;
-
стимулирующая самостоятельный опыт личности ребенка;
-
охранно-защитная.
Процесс взаимодействия учреждения образования с родителями обеспечит положительный результат в воспитании и обучении детей, если не будет осуществляться эпизодически, от случая к случаю, а будет глубоко продуманным процессом и носить системный характер.
Основными направлениями работы образовательного учреждения с родителями являются следующие:
-
Формирование активной педагогической позиции родителей
-
Изучение семьи, оказание необходимой помощи
-
Взаимодействие социальных служб с семьями
-
Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков
-
Совместная деятельность
Для эффективного использования воспитательного потенциала семьи необходимо всестороннее изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания (поэтому в каждом учреждении образования разрабатывается социальный паспорт учреждения). Но в изучении условий семейного воспитания необходимо соблюдать принцип разумной достаточности. Социальный паспорт школы составляется на основании социальных паспортов классов. Все классные руководители в сентябре сдают социальные паспорта классов и информацию об условиях проживания несовершеннолетних. Данная информация заслушивается на совещании при директоре.
Начинается работа изучения семьи с родителями будущих первоклассников. Учителя начальных классов проводят психолого- педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе на I ступени.
Важную роль в углублении семейного воспитания играет развертывание системы педагогического всеобуча родителей. Учителя начальной школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся, и передают свои профессиональные знания родителям, повышая их педагогическую культуру.
Учителя старшей школы продолжают эту работу. Многие актуальные темы рассматриваются на родительских собраниях, в том числе на общешкольных. В связи с эпидимиологической ситуацией родительские собрания проводились дистанционно.
Следующей важной ступенью в работе с семьей являются индивидуальные формы, которые позволяют добиться большей результативности. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.
Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместные с родителями КТД помогают приобщить их к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться.
Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционная новогоднее представление, концерты, праздники, Дни здоровья, и т.д.); информационная среда школы (стенды, уголки для родителей, сайт школы). В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, мира, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества, направленные на совместную помощь ребенку в становлении личности. Родители организуют экскурсии, помогают в оборудовании кабинетов, в ремонте. Так, очень активно привлекают родителей к школьным и классным мероприятиям такие педагоги, как Орловская Е.И.,Дубинина О.А., Тарасова О.М., Слобода Л.И., Новикова А.В.,Макаревич И.И.
Одной из форм работы с законными представителями в учреждении образования является работа родительской гостиной «Семья», участие в ежемесячных заседаниях которой принимают, в том числе, родители категорированных учащихся. Работа родительской гостиной «Семья» направлена на профориентацию несовершеннолетних, формирование навыков ЗОЖ, решению семейных конфликтов и разногласий.
На первый взгляд кажется, что все в школе благополучно. Но почему не во всех классах на родительских собраниях мы увидим большое количество родителей? Почему часто слышим жалобы на то, как трудно привлечь родителей в школу? Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня. Итогом нашей совместной работы должны стать методические рекомендации, в которых будут отражены вопросы эффективного взаимодействия семьи и школы во имя личностного развития ребенка.
А начнем мы с того, что на нашем педагогическом совете опытные классные руководители готовы поделиться опытом работы.
Вопросы для обсуждения:
-
Взаимодействие семьи и учреждения образования по созданию условий для гармоничного развития личности, ее самореализации во всех видах деятельности“
Шавеко В.В.,заместитель директора по ВР
2.Педагогически идеи и возможности организации взаимодействия семьи и школы в условиях группы продленного дня.
Белоусова С.С. воспитатель
3.Формы организации работы с родительской общественностью через интернет сообщества.
Карпечина М.М. учитель информатики
4.Конструктивные формы взаимодействия с родителями. Достигаем взаимопонимания.
Бугаева О.В. педагог психолог
5.Воспитание семейных ценностей в рамках взаимодействия семьи, школы и общества.
Новикова А.В. классный руководитель
6.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Дубинина О.А. учитель начальных классов
Практическая часть
Изучив большой теоретический и практический материал, давайте остановимся некоторых психолого-педагогических аспектах общения родителей и учителей и выработаем правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся. Правила должны формулироваться четкими и небольшими предложениями. (Форма работы: обсуждение в группах в течение 4-5 минут, составление памятки с использованием мозгового штурма, работа онлайн.).
Правила педагогической этики
во взаимодействии с родителями учащихся
-
Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
-
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
-
Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
-
Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
-
Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
-
Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
-
Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
-
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим проблемам.
-
Поведанная родителями информация не должна стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
-
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.
-
Не давайте рекомендаций по вопросу, в котором некомпетентны. Это может только навредить ребенку! Посоветуйте обратиться за консультацией к специалистам.
-
Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
II. Анализ ситуаций (в группах).
СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ
-
Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
-
Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.
-
В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
СИТУАЦИЯ 1
(участники: учительница, мать, сын)
Мама пришла в школу по вызову учителя.
Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось?
Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?
Ученик молчит.
Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?
Ученик. Да я не …
Мать. Ну как тебе не стыдно?
Ученик. Да это не я …
Мать. Сколько можно с гобой разговаривать на эту тему?
Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.
Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?
Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!
Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!
Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.
Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.
СИТУАЦИЯ 2
Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.
Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном!
Мать. То есть как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.
Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!
Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.
Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки …
Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.
Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.
Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.
Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.
Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).
Мать уходит.
Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!
СИТУАЦИЯ 3
После уроков мама Оли заходит в класс.
Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.
Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?
Мать. Да?! Я не знала.
Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.
Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.
Учитель. О чем вы хотите поговорить?
Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница… Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит-. “Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!” Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике?
Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться.
Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится?
Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.
Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?
Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.
Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.
Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Оля высокая девочка.
Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.
Заключительное слово:
Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.
“Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.
В.А. Сухомлинский
Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, школа и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
«Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей
И нас, учителей!»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ВОЗМОЖНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье.
В.А. Сухомлинский
Целенаправленная работа по организации взаимодействия семьи и школы в условиях группы продленного дня начинается с первых шагов ребёнка в школе и строится на основе тесного сотрудничества классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня и семьи.
Единое воспитательное поле создаётся и в том случае, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе. Совместная деятельность стирает грань между школой и семьёй. Ребёнок видит единые отношения в школе и семье, где живут по общечеловеческим нормам. [1, с. 93] Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и воспитательной деятельности, тем интереснее организовано взаимодействие семьи и школы в условиях группы продлённого дня.
Работа с семьями начинается с совместных воспитательных мероприятий. Для знакомства с воспитанниками и их семьями провожу празднично-конкурсные программы «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики», «Мы улыбкой маминой согреты», «Мы улыбкой папиной согреты», музыкально-литературный праздник «Прощание с первым классом», выпускной вечер «Наша школьная страна».
При подготовке к воспитательным мероприятиям дети находили с помощью взрослых в семейных альбомах и на электронных носителях свои фотографии в дошкольном возрасте и в первом классе, фотографии мам и пап в детстве и современные фото. Эти фотографии использовались для стенгазеты «Мы уже ученики», для узнавания своих одноклассников в детстве, для создания видеофильмов о мамах и папах.
В группе продлённого дня мы готовили подарки для мам и пап, учили стихи, частушки, песни. Ребята музыкального направления деятельности радовали родных исполнением музыкальных произведений на разных инструментах.
Непосредственная обстановка позволила лучше узнать друг друга, совместная работа в командах не только сблизила и сплотила участников мероприятий, но и раскрыла творческие таланты наших детей и их родителей. Мы становимся большой дружной школьной семьёй.
При подготовке празднично-конкурсной программы ко Дню защитников Отечества совместно с учащимися и их родителями мы выпустили стенгазеты «Наша армия сильна!», «Наши деды и прадеды», в которых были использованы фотографии из семейных архивов и информация о родственниках, проходивших срочную службу в армии и участвовавших в Великой Отечественной войне.
Важную роль в условиях группы продлённого дня в организации взаимодействия семьи и школы играют совместные экскурсии и пешие походы. Они расширяют кругозор детей, помогают ощутить себя частью природного, культурного и социального пространства.
Совместно с родителями мы посетили мемориальный комплекс «Памятник детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» в населённом пункте Красный Берег, мемориальные комплексы «Курган Славы» и «Хатынь», «Брестская крепость – герой», музей обороны и музей «Спасённые художественные ценности» в городе Бресте.
Благодаря экскурсиям дети узнавали новое о родном крае, в котором они родились, соприкасались с трагическими страницами истории нашей Родины и сохраняли в сердцах память о погибших жителях Беларуси.
С раннего детства ребёнку свойственно стремление к красоте. Эту красоту ему надо помочь увидеть, прочувствовать, и тогда она станет одним из неисчерпаемых источников духовного богатства. С этой целью мы организовали посещение музеев и выставок: экспозиций «Природа родного края» в Могилевском областном краеведческом музее, музея истории города Могилева, экспозиции «Белорусская хата. Белорусские народные праздники и обряды» и выставки пауков в музее этнографии, посмотрели балеты «Чиполлино» и «Щелкунчик» в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь, восхитились очарованием Дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, приобщились к духовным святыням белорусского народа в Полоцке, весело провели время в белорусской резиденции Деда Мороза.
Практическое участие детей в жизни общества воплощается в общественных акциях, к которым нужно приобщать детей уже с первого класса и вводить их в мир общественной деятельности, благодаря чему они вступают в сопричастность с жизнью страны, вовлекаются в поле сложных общественных отношений.
Формированию бережного отношения к окружающей природной среде способствуют такие экологические акции, как «Спаси дерево», «Вторая жизнь вещей». Совместно с родителями мы принимаем участие в сборе макулатуры «Бумажный бум» и занимаем призовые места в школе.
Социально-экологический проект «Новая жизнь в обмен на крышечки» предоставляет возможность абсолютно каждому человеку и каждой семье нашего класса заниматься косвенной благотворительностью, не требующей финансовых, материальных, временных затрат и душевных сил, а также улучшает состояние окружающей среды через раздельный сбор различных видов пластика, сокращает количество и размеры городских свалок, экономит первичные материальные ресурсы. Участвуя в сборе крышечек для последующей переработки, мы тем самым помогаем детям с нервно-мышечными заболеваниями. В шестой школьный день совместно с родителями мы участвовали в сортировке крышечек в тайм-кафе «Небо».
Формированию доброты, милосердия, чувства сопереживания способствует участие в рождественской благотворительной акции «Чудеса на Рождество».
В преддверии Нового года и Рождества совместно с учителями Могилевской детской школы искусств № 1, при поддержке родителей наших учащихся была организована новогодняя поздравительная программа для воспитанников Могилевского областного центра коррекции и реабилитации. Наши дети изготовили своими руками новогодние игрушки для каждого воспитанника центра. Родители помогли со сбором канцелярских принадлежностей и книг для детей. Учащиеся изобразительного направления деятельности подарили свои картины. Учащиеся музыкального направления деятельности порадовали детишек и их родителей игрой на разных музыкальных инструментах. Учащиеся хорового направления деятельности – исполнением сольных номеров. Учащиеся театрального направления деятельности перевоплотились в настоящих актёров в спектакле «Академик Иванов». Чтением новогодних стихов и пением песни «Метелица» мы способствовали поднятию новогоднего настроения у детишек и их родителей.
Значительную роль в организации взаимодействия семьи и школы в условиях группы продлённого дня по формированию гражданско-патриотического сознания младших школьников сыграла работа над совместным проектом «Книга памяти».
В первом классе мы обратились к работникам библиотеки с целью подбора стихотворных произведений о Великой Отечественной войне для уроков внеклассного чтения. Обсуждая стихотворения о войне, мы выяснили, что прадедушки и прабабушки наших учащихся принимали участие в сражениях Великой Отечественной войны, многие отдали свои жизни за то, чтобы мы жили сейчас под мирным небом. Так родилась идея: начать собирать информацию о тех родственниках, которые воевали и защищали нашу Родину от фашистских захватчиков.
Учащиеся слушали рассказы бабушек и дедушек, в семейных альбомах отыскивали старые чёрно-белые фотографии, связанные с историей семьи и нашей Родины, записывали полученные сведения.
Все собранные фотографии военного времени мы сканировали и выпустили стенгазету «Они сражались за нас!». Под каждой фотографией была размещена информация об участниках тех далёких событий. Эта стенгазета была выпущена ко Дню Победы, и было принято решение о проведении родительского собрания «Чтобы помнили…» совместно с учащимися. Фотографии родственников-участников Великой Отечественной войны были представлены в виде презентации. Родители зачитывали рассказы о родных, прошедших войну, делились своими воспоминаниями, иногда не сдерживая слёз. Когда на экране появлялись фотографии прадедушек или прабабушек, воевавших в годы войны, детей переполняло чувство гордости за своих родственников.
Мы решили продолжить начатую работу и назвать проект «Книга памяти», посвятить её всем тем, кто внёс свой вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Наши родители дополняли рассказы о прадедушках и прабабушках, которые воевали, вместе с детьми отыскивали фотографии военного времени в семейных архивах, сканировали военные фотографии, обрабатывали и набирали полученную информацию на компьютере, находили военные документы: благодарности, наградные листы, удостоверения, военные билеты. Они фотографировали ордена и медали,
которыми были награждены прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны и после неё.
Проведённая работа позволила собрать и оформить папку «Книга памяти», которая состояла из рассказов о жизни прадедушек и прабабушек, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Наши родители предложили расширить зону поиска необходимой информации. В интернете на сайте «Память народа» разыскали наградные листы наших прадедушек и прабабушек. Найденные военные документы были сохранены в электронном варианте и распечатаны для «Книги памяти».
Работа над составлением, поиском, оформлением собранной информации заняла три года и нашла воплощение в совместном проекте «Книга памяти».
На летних каникулах дети и их родители составляли родословные семей, отыскивали историю происхождения и значение фамилии. Нашим ребятам пришлось обратиться за помощью к бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. По крупицам собиралась информация о предках в каждой семье. В интернете родители вместе с детьми находили истории происхождения фамилий.
Составленные родословные было решено представить в виде родословного дерева. Родословные деревья были оформлены по-разному и очень творчески. С помощью родословных деревьев ребята старались рассказать нам о своих предках, об их жизни и профессиях, которыми они занимались.
При подготовке воспитательного мероприятия «Загляните в семейный альбом» дети предложили нарисовать портреты прадедушек и прабабушек – участников войны. За помощью мы обратились к учителям изобразительного направления деятельности «Могилевской детской школы искусств № 1». Было принято совместное решение создавать портреты в простом карандаше, максимально приблизив их к чёрно-белым фотографиям того времени.
Работа по созданию портретов длилась на протяжении двух месяцев. С портретов смотрели на нас всегда молодые прадедушки и прабабушки наших учащихся, благодаря которым мы живём под мирным небом.
Итогом нашей кропотливой работы стал устный журнал «Загляните в семейный альбом». Нашими гостями были бабушки и дедушки, мамы и папы, учителя изобразительного направления деятельности, заместитель директора по учебной работе.
Для проведения устного журнала мы выбрали ведущих – учащихся театрального направления деятельности, разучили песни и стихи к празднику. В семьях наших воспитанников отыскали старинные вещи и предметы быта (льняные скатерти, полотенца, вышивку, самовар с трубой, деревянный утюг, рамочку для фотографий), сохранившиеся боевые награды родственников.
Ребята написали мини-сочинения о бабушках и дедушках, отрывки из которых прозвучали на мероприятии, отыскали фотографии бабушек, дедушек и семейные фотографии, на которых запечатлены разные поколения каждой семьи. Эти фотографии использовались для создания видеофильма о бабушках и дедушках.
Самой трогательной получилась страница, посвящённая прадедушкам и прабабушкам, которые защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. О жизни прадедушек и прабабушек рассказывали их правнуки и правнучки, своими воспоминаниями делились бабушки и мамы. Огромное впечатление на всех произвела презентация совместного проекта «Книга памяти».
Под звучание мелодии к песне «На безымянной высоте» учащиеся вручали родным портреты прадедушек и прабабушек. На лицах бабушек и дедушек, родителей блестели слёзы. Администрация государственного учреждения образования высоко оценила кропотливую работу над совместным проектом «Книга памяти» и выразила благодарность семьям, принявшим активное участие в его создании.
Такая работа воспитывает не только уважение к семьям наших учащихся, но и вызывает чувства любви и гордости за близких нам людей. Мы стали единым целым, объединив жизнь нескольких поколений каждой семьи. Совместный проект «Книга памяти» стал символом сохранения связи между поколениями, увековечил память о самых близких людях, которые воевали в годы Великой Отечественной войны, считается достоянием истории каждой семьи в отдельности и нашего класса в целом.
В кабинете истории государственного учреждения образования «Средняя школа № 25 г. Могилева» хранится настоящая «Книга памяти» – книга, которую создали из рассказов, фотографий, наградных листов и благодарностей, наград прадедушек и прабабушек учащихся начальной школы учителя Жилинской Натальи Васильевны и воспитателя Белоусовой Светланы Сергеевны.
У нас собран богатый материал о прадедушках и прабабушках наших учащихся уже двух выпусков, в этом году «Книга памяти» пополнится новыми.
Материалы этой «Книги памяти» были использованы при участии в Международном конкурсе семейных проектов «Герои войны в моей семье. Расскажи и нарисуй». В Великобритании подвели итоги этого конкурса. Грамотами за участие награжден 21 учащийся. Специальными призами награждена Лазовская Елизавета от Молодёжного координационного Совета Великобритании и Северной Ирландии за глубокие знания семейной истории и Рабушка Алеся от общества «Русское наследие в Соединенном Королевстве» за лучшее сочинение о ветеране войны.
Литература
-
Бесова, М. А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология / М. А. Бесова. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 190 с.
14 психологических хитростей,
с помощью которых можно наладить контакт с собеседником
Прежде чем начать, хотим отметить, что ни один из этих методов не подходит для того, чтобы нанести человеку вред или каким-то образом задеть его достоинство. В нашей подборке мы решили рассказать вам об эффективных способах делать других людей своими друзьями или просто подтолкнуть к необходимому вам решению. А вот если хотите расположить к себе собеседника всерьёз и надолго, можно попробовать сделать следующее:
1. Попросите об одолжении
Мы говорим об эффекте, известном как эффект Бенджамина Франклина. Однажды Франклину понадобилось завоевать расположение человека, который его очень не любил. Тогда Франклин вежливо попросил этого человека одолжить ему редкую книгу и, получив желаемое, ещё более вежливо поблагодарил его. Раньше этот человек избегал даже говорить с ним, но после этого случая они стали друзьями.
Эта история повторяется раз за разом. Суть в том, что тот, кто однажды сделал вам одолжение, более охотно сделает это ещё раз по сравнению с тем человеком, который чем-то обязан вам. Объяснение простое — человек решает, что раз вы что-то у него просите, то и сами в случае нужды откликнитесь на его просьбу, так что он должен делать так же, как вы.
2. Требуйте большего
Эту технику называют «дверью в лоб». Нужно попросить человека сделать больше, чем вы в действительности хотите от него получить. Можно также попросить сделать нечто нелепое. Скорее всего, он откажется. Вскоре после этого смело просите то, что хотели с самого начала — человек почувствует себя неуютно из-за того, что отказал вам в первый раз, и, если вы теперь попросите нечто разумное, будет чувствовать себя обязанным помочь.
3. Называйте человека по имени
Известный американский психолог Дейл Карнеги считает, что называть человека по имени невероятно важно. Собственное имя для любого человека — это самое приятно сочетание звуков. Оно — существенная часть жизни, поэтому его произнесение как бы подтверждает для человека факт собственного существования. А это, в свою очередь, заставляет испытывать положительные эмоции по отношению к тому, кто имя произносит.
Точно так же влияет использование титула, социального статуса или сама форма обращения. Если вы ведёте себя определённым образом, то к вам будут относиться именно так. Например, если вы называете человека своим другом, он вскоре почувствует дружеские чувства по отношению к вам. А если хотите на кого-то работать, называйте его боссом.
4. Льстите
На первый взгляд тактика очевидна, но есть некоторые оговорки. Если ваша лесть не выглядит искренней, она принесёт больше вреда, чем пользы. Исследователи обнаружили, что люди склонны искать когнитивный баланс, стараясь, чтобы их мысли и чувства всегда совпадали. Так что, если вы льстите людям с высокой самооценкой, и лесть звучит искренне, вы им понравитесь, потому что подтвердите их собственные мысли. А вот лесть по отношению к людям с низкой самооценкой может привести к негативным чувствам, потому что ваши слова противоречат их мнению о себе. Конечно же, это не означает, что таких людей надо унижать — так вы их симпатию точно не завоюете.
5. Отражайте
Отражение также известно как мимикрия. Многие люди используют этот метод естественным образом, даже не задумываясь о том, что делают: автоматически копируют чужое поведение, манеру речи и даже жесты. Но эта техника может использоваться совершенно сознательно.
Люди склонны относиться лучше к тем, кто на них похож. Не менее любопытен факт, что если при недавнем разговоре кто-то «отражал» поведение человека, то этому человеку будет в течение некоторого времени приятнее общаться и с другими людьми, даже если они никакого отношения к тому разговору не имели. Причина, скорее всего, такая же, как в случае с обращением по имени — поведение собеседника подтверждает сам факт существования личности.
6. Пользуйтесь усталостью оппонента
Когда человек устаёт, он становится более восприимчивым к чужим словам, будь то просьба или заявление. Причина в том, что усталость влияет не только на тело, но и снижает уровень психической энергии. Когда вы просите об одолжении уставшего человека, вероятно, вы получите ответ вроде «Хорошо, сделаю это завтра» — потому что на данный момент человек никаких проблем больше решать не хочет. А вот на следующий день человек, вероятнее всего, выполнит обещанное — люди, как правило, стараются держать своё слово, потому что иначе получают психологический дискомфорт.
7. Предложите то, от чего будет неудобно отказаться
Это техника, обратная пункту номер два. Вместо того, чтобы сразу обратиться с большой просьбой, попробуйте начать с малого. Если человек помог вам с чем-то незначительным, он более охотно выполнит и просьбу поважнее.
Учёные проверили этот способ в отношении маркетинга. Они начали агитировать людей выразить поддержку относительно окружающей среды и сохранения тропических лесов. Довольно лёгкая просьба, не так ли? Когда люди выполнили требуемое, их попросили купить продукты — все вырученные средства будут направлены на сохранение этих самых лесов, разумеется. Большинство людей сделали и это.
Однако будьте внимательны: не стоит сначала просить одно, а потом сразу совершенно другое. Гораздо эффективнее выждать день или два.
8. Умейте слушать
Говорить кому то, что он не прав — не самый лучший способ расположить к себе человека. Эффект, скорее всего, будет обратным. Существует другой способ выразить несогласие и не нажить при этом врага. Например, послушайте, что говорит ваш собеседник, и постарайтесь понять, что он при этом чувствует и почему. Тогда вы найдёте нечто общее в ваших, казалось бы, противоположных мнениях и можете использовать это для объяснения своей позиции. Выразите сначала согласие — так человек более внимательно отнесётся к вашим последующим словам.
9. Повторяйте за собеседником
Один из самых эффективных способов расположить к себе человека и показать, что вы его действительно понимаете — это перефразировать то, что он говорит. Скажите то же самое, только своими словами. Это техника ещё известна как рефлективное слушание. Так часто поступают психотерапевты — люди рассказывают им больше о себе, и между врачом и пациентом выстраиваются почти дружеские отношения.
Такую технику легко использовать при разговоре с друзьями. Сформулируйте только что сказанную ими фразу как вопрос — так вы покажете, что внимательно слушали и поняли человека, и ему будет с вами комфортнее. Он также будет больше прислушиваться к вашему мнению, потому что вы уже ясно дали понять, что он вам небезразличен.
10. Кивайте
Когда люди кивают, слушая что то, то это как правило означает, что они с согласны с говорящим. И для человека естественно предположить, что когда кто-то кивает при разговоре с ним, то это тоже означает согласие. Это тот же самый эффект мимикрии. Так что кивайте на протяжении всей беседы с человеком — впоследствии это поможет вам убедить собеседника в вашей правоте.
11. ЕСЛИ КТО-ТО КРИЧИТ НА ВАС, сделайте над собой усилие и сохраните полнейшее спокойствие, оставаясь невозмутимым.
Первая реакция крикуна – злость, которую Ваше поведение лишь спровоцирует, но она очень быстро утихнет и начнется реакция номер два – чувство вины за свое вызывающее и агрессивное поведение. Скорее всего, просить прощения станет именно кричащий.
12. ПРИ ВСТРЕЧЕ С ЧЕЛОВЕКОМ, ВЫРАЖАЙТЕ ЧУТЬ БОЛЬШЕ РАДОСТИ: например, искренне улыбайтесь или попробуйте мягко и с теплотой произнести его имя. Тогда со временем Вы начнете относиться к нему гораздо лучше на полном серьезе, и радость от встречи будет искренней.
13. Если Ваша работа связана с людьми, то можно «заставить» их вести себя более вежливо и мягко: СЗАДИ СЕБЯ ПОСТАВЬТЕ ЗЕРКАЛО ТАК, чтобы Ваши собеседники видели свое отражение – как правило, в зеркале мы всегда стараемся выглядеть лучше, улыбаемся, а видеть себя злыми и вредными не хотим.
14. ХОТИТЕ РАСПОЛОЖИТЬ К СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ?
Просто определяйте цвет его глаз в момент знакомства: зрительный контакт располагает к себе.
Напоследок хотелось бы сказать, что наша мимика тесно связана с эмоциями: мы поднимаем брови, когда умиляемся, щурим глаза, когда плачем. И наоборот: мимика влияет на внутреннее состояние — если прямо сейчас Вы состроите гримасу, подобную той, какая появляется на лице при плаче, скорее всего, слезы начнут накатываться сами по себе. Используйте эту особенность с пользой: улыбайтесь! Улыбайтесь просто так, без повода, и всего спустя несколько секунд эта улыбка станет настоящей и искренней!
Памятка для родителей
Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В.Леви)
Дети, как лакмусовая бумага, впитывают все, что видят в взрослых. И проблема «Отцов и детей» была, есть и будет.
Мы, взрослые, берем на себя ответственность за свои собственные эмоциональные реакции и, как следствие, за психологическое здоровье наших детей, и в связи с этим я предлагаю соблюдать эти незамысловатые правила, которые помогут вырастить здоровую уравновешенную личность.
Памятка для родителей
ПРАВИЛО № 1
НИКОГДА не отвечайте ребёнку агрессией на агрессию!
ПРАВИЛО №2.
Правило запретов. Ребенку можно и нужно запрещать в отдельных ситуациях, и здесь важно, как вы это делаете. Главное, когда вы сообщаете ребёнку о запрете, следите за тоном. Он должен быть разъяснительным и спокойным, а не повелительным. Говорите: «Нельзя потому что…», объясняйте причинно-следственные связи.
ПРАВИЛО №3.
Я называю его правило для правил. В каждой семье есть свои ограничения, требования, правила и границы в жизни ребёнка. Они необходимы для его безопасности и ощущения себя в надёжной предсказуемой среде. И здесь могут быть и запреты, которые не обсуждаются, если они относятся к здоровью и безопасности. Но, ребёнок – полноценный член семьи и его также надо включать в процесс семейного совета по поводу принятия решения, например, о какой-нибудь покупке (если это что-то доступное), или поездки. Очень важно уважительно выслушивать и его мнение.
ПРАВИЛО №4.
Правило согласованности. Взрослые должны между собой договориться о том, как будут решаться вопросы или приниматься решения. Нельзя говорить ребенку: «Пойди к папе, спроси у него, и мне скажешь». Ребенок тогда «разрывается» между двумя родителями. Требования, которые предъявляются ребёнку близкими, не должны нести противоречивый характер.
ПРАВИЛО № 5.
Правило для тебя. Уделите ребенку свое свободное время от 15 до 30 минут. Это очень важно. Когда ребенок маленький, мама проводит с ним почти все время, потому что он в ней нуждается. Потом детский сад, школа, повседневные дела и времени на общение без телефонов, планшетов и компьютеров практически не остается. Найдите это время для своего ребенка. Он должен знать, что он важен для вас, важны его интересы, его увлечения, расскажите ему о себе в этом возрасте. Сделайте так, как желает ребёнок. Эти моменты НЕ для обучения и воспитания, а для радости удовольствия и ощущения близости. Это совсем немного для счастья и стабильности ребёнка.
ПРАВИЛО №6.
Собственное пространство (комната или уголок) у ребёнка должны быть! Взрослым необходимо уважительно относиться к этим границам, не вторгаться туда без разрешения хозяина (в независимости от его возраста).
ПРАВИЛО №7.
Правило наказания через уважения. Если уж так случилось, что вы наказываете ребёнка, то было бы хорошо, если бы вы ему объясняли это с последующими границами. Это значит, что ребенку надо разъяснять, почему те или иные действия совершать нельзя (правило №2). И здесь есть настоятельные рекомендации: не унижайте достоинство ребёнка, наказывая его; он должен чётко понимать причину своего наказания. Если вы делаете замечания, то старайтесь сделать их по минимуму не наказывайте в присутствии других людей.
ПРАВИЛО №8.
Правило искренности. Даже если вы очень разозлились или огорчены, не лишайте ребёнка контакта с собой, не игнорируйте его, не бойкотируйте! Такая реакция травматична и разрушительна для психики ребёнка. Скажите ему: «Сейчас я очень злюсь на то, что ты сделал (и описать его ошибочное действие)!». И обратная сторона медали – искренне признавайте свои ошибки, не бойтесь извиняться. Говорить в таких случаях лучше НЕ «извини меня», а «мне очень жаль, что я… (и описать своё ошибочное действие)». Ребёнку нужны не идеальные родители, а адекватные. Он тоже имеет полное право злиться. Научите его правильно справляться с этими чувствами.
ПРАВИЛО № 9.
Правило любви. Говорите своему ребенку: «Я люблю тебя всегда». После любой напряжённой конфликтной ситуации или обычного высказывания своего недовольства, обязательно убедительно скажите ребёнку несколько раз, что любите его, несмотря ни на что. «Я злюсь, я расстроена, меня огорчил твой поступок, но я всё равно люблю тебя. Я люблю тебя, даже когда ругаю. Я люблю тебя любого, что бы ты не сделал. Ты мне очень нужен».
Обязательно разделяйте два понятия: ребёнок и его поступок. Подчёркивайте ребёнку, что вы разозлились не на него, а на его поступок – «Я разозлилась на то, что ты сделал (и опишите действие)». Старайтесь исключить из лексикона – «Я злюсь на тебя», ребёнок это слышит, как прямое обвинение, нападение, он внутренне защищается и суть остального послания не воспринимает. Гораздо лучше сказать «Я сейчас злюсь, потому что…»
Олейникова Анна Васильевна
Гарантия и стимул развития учреждения общего среднего образования – практика открытого взаимодействия с родителями. В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители учащихся.
Учреждение общего среднего образования нуждается сегодня в активной деятельности родителей, в создании общественной родительской организации, которая может стать ее постоянным социальным партнером. Когда родители вовлечены в соуправление, они принимают на себя ответственность за результаты взаимодействия с учреждением общего среднего образования, в котором обучаются их дети.
Одной из задач школы является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обязательным требованием реализации образовательной программы является вовлечение семей в образовательную деятельность.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением экономических проблем, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. С одной стороны, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. А с другой стороны, родители пытаются переложить полностью всю ответственность в воспитании детей на педагога. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
На самом деле существует очень много направлений нацеленных на налаживание контакта педагога с родителями и вовлечения их в совместную деятельность. Можно выделить основные 4 направления организации работы.
-
Информационно-аналитическое
Цель- выявить уровень педагогической грамотности в области формирования знаний о безопасном поведении, интересы, потребности, запросы родителей.
Первоочередной задачей, без решения которой невозможно вовлечение родителей в образовательный процесс, является установление с родителями воспитанников доверительных отношений.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями позволяют решить следующие задачи
-
сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,
-
получение информации об общекультурном уровне его родителей,
-
о наличии у родителей необходимых педагогических знаний,
-
об особенностях конкретного ребёнка и об отношении в семье к нему,
-
получение информации о запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Среди информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями часто используются анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, наблюдение.
2.Познавательное направление работы с родителями
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
– общешкольные и классные собрания;
– консультации и индивидуальные беседы;
– выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
– участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
– совместные экскурсии;
– совместное создание предметно-развивающей среды;
– телефон доверия (номер приемной, классного руководителя есть у всех родителей).
– почта доверия;
– семейные проекты.
-
Наглядно-информационное направление
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Данное направление включает:
– родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в школе, советы, задания.
– нормативные документы;
– объявления и рекламы; – продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
-
Досуговое направление
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
– праздники;
– знакомство с профессиями родителей;
– празднование дней рождения;
– выставка семейной коллекции;
– дни добрых дел;
– акции.
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и учреждения общего среднего образования в процессе его воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования в современных условиях – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы личности ребенка.
Обращаясь к самой популярной Свободной энциклопедии на просторах интернета «Википедия» в поисках определений понятий родительская общественность и интернет–сообщество была получена следующая информация:
Общественность – это одно или несколько физических или юридических лиц, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие, сотрудники, работник, акционеры, члены общественных организаций и т. п.), так и за её пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные заказчики, партнеры, потребители и т.п.). К общественности не относятся лица или организации, которые формально отвечают за принятие решений, направленных на получение какого-то результата.
Добавляя к данному определению слово «родительская» переформулируем:
Родительская общественность – это одно или несколько физических лиц, с которыми учреждение образования вступает в контакт как внутри его, так и за его пределами.
Интерне́т-соо́бщество — группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет. Примерами интернет-сообщества являются – форумы, чаты, веб-конференции, социальные сети, коллективные блоги, имиджборды, многопользовательские онлайн игры и т.п.
Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения, в котором сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Вдобавок, общение в сети начать психологически проще, чем при личной встрече. Такие сообщества играют ощутимую роль в жизни всей родительской общественности.
На сегодняшний день педагогический коллектив школы сталкивается с проблемой организации работы в интернет-сообществах. Для учреждений образования работа с сайтом школы, социальными сетями обычная практика работы. Однако почему официальные группы школы не набирают столько подписчиков, сколько набирают страницы известных блогеров и популярных тиктокеров? Ответ на этот вопрос ищут многие.
На сегодняшний день мы можем рассказать о том, как работать в мессенджере, как создать блог, как организовать веб-конференцию. Но как сделать так, чтобы данная форма работы с родительской общественностью стала популярна и востребована, мне кажется, может только промоутер или специалист по связям с общественностью в сфере высоких технологий.
Рассмотрим самые популярные и доступные на сегодняшний день интернет-сообщества для взаимодействия с родительской общественностью.
Мессенджер «Вайбер» (самый популярный среди педагогов способ общения с законными представителями, т.е. с родительской общественностью). Обращаю внимание, что Viber – это не социальная сеть, это сервис для обмена сообщениями (в том числе голосовыми) и звонками (возможны групповые, максимум 20 участников).
Чтобы узнать мнение сообщества или решить бытовой вопрос среди родителей, возможно создание опроса в мессенджере «Viber». Функция проведения опроса в Viber является достойным дополнением мессенджера, которая поможет собрать необходимую статистику быстро и просто.
Для создания опроса следуйте порядку действий:
1. Запустите приложение Viber;
2. Откройте нужный групповой чат.
3. В нижней строке найдите иконку с изображением диаграммы: три параллельные вертикальные линии. Щелкните по ней.
4. Откроется окно «Создание опроса». Введите в одноименную строку интересующий вас вопрос и варианты ответа.
5. Нажмите «Создать»
Обратите внимание, что опрос созданный в режиме викторины не дает возможности вносить изменения в ответы.
Редактировать опрос – убирать и добавлять новые ответы, возможно только на этапе создания голосования. Для прибавления дополнительных вариантов ответа нужно нажать внизу на изображение «плюс». Для очистки ненужного ответа нажмите на его строке крестик, который находится справа.
Возможность посмотреть результаты опроса различается для режима викторины и простого голосования.
При простом голосовании статистика видна всем. Достаточно лишь отреагировать, нажав на сердечко с нужной полоской ответа. Можно узнать, как проголосовал конкретный человек, для этого нужно нажать на строчку с нужным вариантом.
В режиме викторины отображается только % голосов, отданных за тот или иной ответ. Результаты отображаются только после выбора одного из вариантов ответа.
Социальная сеть – сайт (приложение), при помощи которого можно общаться с другими пользователями ресурса. На таких интернет-площадках можно публиковать и просматривать информацию других зарегистрированных участников: музыкальные, фото и видеоматериалы, документы, статьи, писать комментарии.
Наиболее распространённые: Одноклассники, ВКонтакте, Инстаграмм, WhatsApp, Twitter, Facebook, Google+ , …
Один из способов привлечения родительской общественности зарегистрироваться и дублировать школьные новости в каждой из выше перечисленных.
Веб-конференция (англ. web conferencing) — технология и инструментарий для организации онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своём рабочем месте за компьютером.
Веб-конференции, которые предполагают «одностороннее» вещание спикера и минимальную обратную связь от аудитории, называют Вебинарами.
Среди распространенных можно выделить Zoom, Skype, Webinar.
Данное форма организации работы с родительской общественностью может использоваться при проведении родительских собраний, консультаций, решении возникающих спорных вопросов между участниками образовательного процесса.
Так, например, в государственном учреждении образования «Средняя школа №31 г.Могилева», в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогический коллектив активно используют приложение Zoom для проведении родительских собраний. В прошлом месяце с помощью этого же приложения мы проводили отчетно-выборочное собрание попечительского совета. Для этого: за неделю до проведения в группу Viber классных руководителей было отправлено сообщение для дальнейшей передачи членам попечительского совета школы с контактными данными: ссылка на приложение, идентификационный номер и пароль. Предлагаю Вам пошаговая инструкцию создания видеоконференции в Zoom:
1. Скачайте программу Zoom на сайте https://zoom.us/support/download и там же зарегистрируйте аккаунт (не забудьте запомнить логин и пароль, он понадобиться в дальнейшем!).
2. Установите программу, щелкните по ярлычку Zoom на рабочем столе или запустите программу из меню «Пуск» Windows.
3. Нажмите на белую кнопку «Войти в».
4. Введите заданные при регистрации в приложении ZOOM E-mail и пароль и щелкните «Войти в».
5. Для создания запланированной конференции щелкните по вкладке конференция и нажмите на «+».
6. Откроется окно с информацией о предстоящей online-встрече. Вам нужно ввести тему, дату и время начала, и продолжительность запланированной конференции, далее нажать на кнопку «Сохранить».
7. В главном меню появиться созданная конференция.
8. Для запуска необходимо нажать на кнопку «Начать».
9. Через несколько секунд появится всплывающее окно, и «клиент» конференций предложит проверить работу микрофона и динамика. Если уверены, что с оборудованием все в порядке, щелкайте по голубой кнопке «Войти с использованием звука компьютера». Если сомневаетесь, кликните по ссылке «Проверить динамик и микрофон».
10. Чтобы завершить онлайн-встречу, щелкните по красной кнопке «Завершить» внизу справа.
Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые человеком записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями; она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей и чатами.
Наиболее популярные платформы: WordPress, Wix, Tilda, Blogger, Яндекс.Дзен, Телеграмм, Интсаграмм, Youtube, Facebook, LiveJurnal ,..
Для активизации работы с родительской общественностью можно вести блог класса с освещением событий общественной жизни класса.
Так, например, в государственном учреждении образования «Средняя школа №31 г.Могилева» создан кукольный театр «Волшебник», руководитель театра ведет руководитель используя платформу Blogspot.
В настоящее время огромную популярность у детей и родителей имеет социальная сеть Инстаграмм. Рассмотри способ создания блога с помощью данного приложения:
1. Перед созданием аккаунта, вам нужно установить приложение. Сделать это можно при помощи AppStore (для IOS) или Play Маркета (для Android). Вбиваете в поиске «Instagram» и устанавливаете его на свой девайс.
2. При открытии приложения вам предлагают «Создать аккаунт» или «Войти». В вашем случае необходимо выбрать первый вариант. Для создания страницы вам предложат ввести номер телефона или адрес электронной почты. Решите, какой способ для вас будет более подходящим, и заполните соответствующее поле.
3. Теперь вам нужно ввести имя, фамилию и придумать надежный пароль. Хочу обратить внимание, что пароль должен быть не только сложным (чтобы страницу никто не взломал), но и хорошо вам запоминаться, чтобы в будущем не прибегать к его восстановлению (в случае потери доступа к аккаунту). Для надежности, можете записать его в вашем блокноте, но никогда не передавайте третьим лицам, чтобы избежать взлома.
4. . Вам будет предложено ввести дату рождения. Эта информация не будет видна другим пользователям.
5. Система подберет для вас ник, который вы можете изменить, если он вас не устроит.
6. Загрузите аватар (фото), чтобы другие пользователи могли сразу узнать вас. Если не хотите этого делать на данном этапе, можете пропустить шаг и вернуться к нему позже. Создание профиля закончено.
Профиль состоит из полей: имя профиля, фото профиля, информация о профиле, актуальное, ваши фотографии.
Панель «Актуальная» стала одним из популярных способов, как рассказать подписчикам о личном блоге, показать публичные публикации. Владелец страницы может добавить Актуальное в Инстаграм, заполнив его полезной информацией. Раздел можно скачать, чтобы сохранить фотографии и видео на компьютере или мобильном устройстве.
Панель «Актуальная» – это постоянные истории, которые не удаляются со временем. Владелец страницы может добавлять в раздел недавно созданные Stories или ранее опубликованные. Последний вариант возможен только в том случае, если сохранение в Архиве включено.
Как создать Актуально:
1. Нужно добавить в Stories фотографию
2. После этого перейти в профиль и нажать кнопку «+». Далее выбрать фотографии, которые вы хотите добавить в Актуальное. И в конце дать название.
Школа и семья должны искать новые формы взаимодействия, понимая, что родители, педагоги, воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях в интересах развития личности ребенка.
Воспитание семейных ценностей в рамках взаимодействия семьи, школы и общества
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет
сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Издавна на Руси семья занимала главнейшее место, ведь она укрепляла и растила новые поколения русского народа. Семьёй принято было гордиться и на неё надеяться. Семьи, как правило, были многодетными, и каждый ребёнок являлся лишь членом семьи, а не “центром мироздания”, – когда мысли и действия всех взрослых сосредоточены только на нём. К жизни подходили серьёзно, и детям в семьях с раннего возраста прививалось чувство чести, собственного достоинства, готовности служить Отечеству. Даже в русских сказках счастливый конец – это свадьба, после которой семья “живёт-поживает да добра наживает”.
Поэтому так важна связь поколений в семье, знание традиций своего народа, формирующих вкусы детей, помогающих сделать осознанный выбор между вечными и временными (мнимыми) ценностями, выбор жизненных приоритетов. Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для её потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности – это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего – это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.
Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!».
Ощущение ребёнком счастья в семье – это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения, направленная на формирование у детей определённых качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда.
Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения, но выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении. Такая семья является школой здорового чувства собственности, самодеятельности и инициативы, социальной помощи и верности.
Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда-то были детьми. Если ребёнка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растёт, и тот ландшафт, который его формирует, одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвёртые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья даёт опору ребёнку. Помогает укрепиться в этом мире, в хорошей семье никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребёнку от любых внешних угроз, надёжный тыл, его первый образ жизни.
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе, появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Поэтому вопрос организации совместного взаимодействия и сотрудничества родителей, учителей и обучающихся в условиях нашего учреждения образования является одной из острых проблем школы. Хочется видеть в родителях настоящих и искренних помощников! И в последнее время они такими, к сожалению, не являются.
Поэтому возрождение нормальной семьи и её функций как никогда приобрело первостепенное значение. Ведь семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность ребёнка и всего учебно-воспитательного процесса в школе. Наше образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, способно внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
На протяжении многих лет мы изучаем социальный состав, образовательный уровень родителей нашей школы. В результате анализа социального состава семей по различным категориям мы установили тенденцию к увеличению количества многодетных семей, неполных, малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени.
Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные (к старшим, младшим, к женщине, родителям и т.д.) отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать всяческую поддержку (в том числе и психологическую). Сохранение семейных ценностей на уроках ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, инфляция и семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения. На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи.
В школе ведётся работа с педагогическими кадрами, которая традиционно осуществляется через педагогические советы, совещания при директоре, методические объединения классных руководителей. На заседаниях педсоветов и методических объединений классных руководителей мы рассматриваем следующие вопросы: «Воспитание семейных ценностей в рамках взаимодействия семьи, школы и общества», «Формирование семейных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы», «Семья и школа на современном этапе», «Социальное партнёрство семьи и школы в сфере воспитания» и т.д.
В работе классных руководителей выделяются четыре основных направления:
– просвещение родителей;
– управление;
– сотрудничество:
– совместные мероприятия.
Просветительская деятельность классных руководителей осуществляется через организацию педагогического всеобуча. Опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, профилактические и тематические беседы, проведение тематических классных часов, анкетирование, выпуск буклетов, памяток. Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса и совместное планирование воспитательной работы в классе и школе. Классные руководители организуют и совместную с родителями внеурочную деятельность. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальные беседы «Мой ребёнок не желает учиться», «Как научить ребёнка самостоятельности», «Кем мой ребёнок хочет стать в будущем?», педагогическое консультирование, вынесение благодарности родителям и детям и т.д.
Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы и вовлечение их в совместную с детьми деятельность осуществляется в рамках проведения традиционных для школы спортивных соревнований «День здоровья», «Весёлые старты», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Мама, Папа, Я – спортивная Семья!». Особенно увлекательно и интересно проходят совместные детско-родительские соревнования, в которых активно проявляют себя не только учащиеся, но их родители, что не может не благотворно отразиться на семейно-психологической обстановке этих семей. Эта форма работы имеет положительные результаты, и мы её развиваем, ведь сейчас много говорится о спорте, и наши дети участвуют в районных и областных соревнованиях. В школе работают спортивные секции, объединения по интересам по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, аэробике, в них занимаются и дети из многодетных семей, дети, находящиеся в социально опасном положении, опекаемые. Спортивные секции повышают культуру родителей во взаимоотношении с ребёнком и ведут к уменьшению факторов риска, правонарушениям и злоупотреблениям психоактивными веществами в детской среде, улучшают микроклимат в семье и разрешают проблемы между обучающимися и родителями.
Также в школе проводятся внеклассные и общешкольные мероприятия: праздничные программы ко Дню учителя, защитника Отечества, международному женскому дню, поздравления ветеранов войны с днём Победы, акция «Бессмертный полк».
В преддверии Нового 2021 года, конечно же, не без участия родителей учащихся в нашей школе прошла замечательная благотворительная акция «Чудеса на Рождество», в результате которой было собрано многочисленное количество подарков для детей из Могилёвского Психоневрологического диспансера. Именно такие акции формируют и воспитывают у учащихся и их родителей неравнодушие, доброту, внимательность и отзывчивость.
Наше учреждение образования ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Эти задачи могут помочь родителям при решении ими многих вопросов в воспитании детей, но они никогда не смогут конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье и развивается личность ребёнка.
Связь с семьёй человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Сотрудничая с родителями на протяжении многих лет, мы активно привлекаем их к учебно-воспитательному процессу. Анализируя результаты этой работы, мы пришли к выводу, что это партнёрство способствует сплочению связей между семьёй и школой, обучающимися и родителями, классными коллективами. Школа, учащиеся и их родители становятся единой командой, повышается самооценка каждого ребёнка, у родителей и обучающихся возникает чувство гордости за свою семью, школьный коллектив. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьёй и школой.
Литература:
1. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
4. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Григорьева Г.Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г.Г. Григорьева, Ю.А. Тишкина, С.Б. Касаткина. – Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.
7. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Дыбина О.В. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи: практико-ориентированная монография /Анфисова.С.Е., Еник О.А.,Пенькова Л.А., Щетинина В.В./-Ульяновск,2010.
9. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Реализация технологий формирования у ребенка направленности на мир семьи.- Тольятти: ТГУ,2010.
10. Бардинова Е. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Бардинова Е., Иванова Н.,Калинина А./ серия Приложения к журналу « Управление ДОУ» – М.: Сфера,2008.