Консультация для родителей. Чем помочь своему ребенку с дизартрией?

0 0
Read Time:4 Minute, 32 Second

Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Большинство малышей, испытывающих проблемы с речью, рождаются здоровыми и в физическом, и в психологическом плане. Однако одной из наиболее часто встречающихся проблем считается дизартрия.

Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. При дизартрии у ребенка наблюдается неправильная артикуляция, сбивается ритм разговора, отмечается нехватка воздуха при разговоре, а сама речь (в тяжелых случаях) приобретает бессмысленный и эмоциональный характер. Окружающие (прежде всего, родители), перестают понимать ребенка.  Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи.

Если у ребенка обнаружилось какое-либо отклонение, нужно немедленно отвести его к специалисту, ведь только при совместной работе невролога, логопеда и родителей можно справиться с данной проблемой.

Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз «дизартрия»:

  • Воспитание детей с дизартрией.Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других.

Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась. Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

  • Упражнения для языка.
  1. «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  2. «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку. Челюсть остается неподвижной.
  3. «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе. Удерживать язык на счет до 5-7.
  4. «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  5. «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку. Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.
  6. «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. Челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цоканьи губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться. Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.
  • Гимнастика для щек.Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
  • Упражнения для нижней челюсти.Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
  • Речевое дыхание.Таким детям крайне важно научиться правильно дышать, для этого проводится дыхательная гимнастика.

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

Несколько примеров упражнений для дыхания:

  • «Мишка на воздушном шаре»
    Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.
    «Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.
  • «Шарик поет»
    Основа упражнения остается та же.
    Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.
    В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1. Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2. Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • «Кораблики». Малышу предлагается таз с водой, в котором плавают бумажные кораблики. Ребенок направляет воздушную струю на бумагу, чтобы подогнать ее к противоположной стороне таза.
  • «Пузырьки». Нужен стакан воды и соломинка. Ребенку нужно делать вдох через ноздри, потом медленный выдох через рот в соломинку, чтобы на поверхности воды появились пузырьки.
  • «Ветер и снег». Из небольших кусочков ваты нужно скатать шарики и выложить на столе. Малышу предлагается дуть на «снег», как зимний холодный ветер. Ватные шарики при этом должны медленно двигаться к противоположному краю стола.
  • «Фокус». Ребенку на кончик носа кладется вата, после чего ему предлагается вытянуть язык, загнуть вверх его кончик и подуть на вату, чтобы она упала.
  • «Рисунки». Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.
  • Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Профилактические меры

Профилактические меры первично начинаются еще во время беременности, когда мать должна следить за своим здоровьем, предохраняться от инфекционных заболеваний, отказаться от вредных привычек и т. д.

В раннем детском возрасте важно следить, чтобы ребенок был защищен от нейроинфекций и травм.

Если так вышло, что у малыша имеется предрасположенность к данному нарушению, необходимо:

  • общаться с ребенком еще до начала появления у него своей речи;
  • поддерживать все попытки к началу вокализации;
  • обучать и развивать ребенка, проводить с ним упражнения на моторику, говорение и пр.;
  • следить за отклонениями от нормы, посещать невролога и логопеда.
Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %