«Игра в кальмара»… Подростки
Давайте размышлять вместе. Это размышление для учителей и родителей.
Запрещать и игнорировать не получится.
☀️Правило базовое – мы не можем ничего запретить, изъять, не дав чего-то взамен.
☀️Если «что-то» проявилось – нам важно с этим напрямую коммуницировать. Называть, обcуждать. Если есть реакция, значит, этот сериал “попал” в какую-то важную потребность детей. И нам важно эту потребность, как минимум, распознать.
☀️Нам важно самим посмотреть сериал, чтоб понимать, во что вовлечены дети. Возможно, если они уже и так смотрят, или говорят о том, что смотрят их друзья, посмотреть вместе с ними – чтобы сразу отслеживать реакции, размышлять, давать объяснение и поддержку.
Если мы узнали, что подростки смотрят сериал – это повод о нем говорить.
Важно выбирать тональность для разговора – это точно не должно быть морализаторством.
Идеально – предложить подросткам дискуссию (им важны дискуссии, включенность и уважение).
Можно предложить поразмышлять на тему социальных экспериментов
Эксперименты Аша (серия исследований, демонстрирующих власть и природу конформизма в группах).
Эксперимент Стэнли Милгрэма.
Стэнфордский тюремный эксперимент (важно рассказать о том, что результаты этого эксперимента опровергались).
Спираль молчания (концепция, предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман).
Рассказать о феномене Абиллинских грабель.
Можно предложить поразмышлять о природе игры и игровой зависимости, о дофаминовых ловушках, поискать в сериале, (в рекламе, политических роликах) признаки манипуляции.
Почему герои вовлекаются в игру?
Чем мы готовы заплатить за победу? И чем платили герои сериала? (И герои художественных произведений, которые дети читали).
а на что я пойду ради выигрыша, какой я в экстремальных ситуациях?
Есть ли в сериале однозначно положительный и отрицательный герой?
С подростками важно говорить о моральных/этических дилеммах (и на эту тему можно поразмышлять в контексте безопасности – если я расскажу о том, что мой друг играет в опасную игру, это предательство или забота? и др.)
Так мы переводим тему из эмоциональной плоскости в интеллектуальную, осознаваемую.
- Подростковое общество иерархично. Одна из важнейших тем подросткового возраста – борьба за власть и определение своего места в иерархии. Секрет воздействия на подростковые сообщества – найти, кто у них «Альфа» – и вовлечь его в сотрудничество, в «позитивное» сотрудничество.
- Принадлежность. Подросткам важно почувствовать себя «своими». И одна из задач – найти своих. Собраться в группу, чтобы противостоять взрослому миру, собраться в «субкультуру» (по или против любой темы). И тут вопрос: есть ли подросткам в конкретной школе вокруг чего объединяться? Если нет – нужно искать
Нам важно помнить:
☀️ Если есть эмоциональное вовлечение – у него должно быть физическое отреагирование. Действие. Оно, в любом случае будет, это отыгрывание, вопрос в какой форме. Чем выше ставка, чем больше риск, тем с одной стороны будет больше восторга у победителя при выигрыше. И будет больше потребности в «выпускании пара». В проявлении – телесном проявлении напряжения, накопленного в игре. Оно будет искать способ «канализироваться». (где есть возможность проявлять активность (физическую) подросткам, что мы можем предложить? подросткам особенно важна возможность заниматься спортом)
☀️ Агрессия больше проявляется в авторитарных сообществах. В сообществах, где нет правил, или где они жестки, где страшно, где нет возможности проявить эмоции, где у детей нет возможности (навыка) спросить: «а зачем? а почему?»
Где высокий уровень конкурентности.
В системах, инфицированных буллингом.
Где на самом деле, и нет сообщества и ощущения близости.
И вопрос не в том, что делать с конкретной игрой, а в том, как формировать сообщество.
- Что еще нам важно помнить о подростках:
☀️ Им не хватает эмоций в живом общении. Ощущение опасности – это концентрированные эмоции. (и нам важно вовлекать их в кино-клубы, клубы настольных игр, важно стараться создавать эмоциональные связи в семьях и с семьями). Есть ли место, занятие, где есть возможности проявить, прожить эмоции, заниматься не только интеллектуальной деятельностью?
☀️ Они субъективно и объективно одиноки. Одинокого человека легче спровоцировать на что-то, создавая иллюзию близости и контакта.
☀️ Они ищут свою авторитетность и свое место – и это место важно «дать» или помочь найти, важно подчеркивать то, в чем они сильны (возможно, они смогут быть менторами для малышей, могут быть вовлечены в волонтерскую деятельность)
☀️ Романтизация смерти и ощущение своего персонального бессмертия. С ними важно говорить о их ценности, и ценности жизни
☀️ Одна из особенностей подросткового возраста: временное выключение эмпатии, стремление к риску, но сложности с торможением и оценкой рисков.
Важно, чтобы у них была информация о том, какие изменения происходят в их возрасте. Ну и еще одно – не очевидное: часто дети в проявленной форме отражают то, что происходит у нас, у взрослых, в форме скрытой.
Психолог Светлана Ройз