Дисграфия. Как помочь ребенку. Практические рекомендации
Дисграфия – нелегкое бремя как для школьника, так и для его родителей. Она требует огромной сосредоточенной работы учителя-дефектолога с ребенком, которая проводится в течение нескольких месяцев. Родителям нужно иметь в виду, что без помощи специалиста эту проблему решить не удастся, и трудности с обучением будут нарастать как снежный ком. Поэтому не стоит терять время, а сразу обратиться к учителю-дефектологу и стать активным участником коррекционного процесса.
Мы рассмотрим ряд упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях. Эти упражнения не могут полностью справится с дисграфией, но регулярное их выполнение станет хорошим подспорьем работе учителя-дефектолога с вашим ребенком.
Упражнение 1 – Корректурная правка. Нам понадобится сплошной печатный текст на любом удобном бумажном носителе (книжка, журнал, распечатка). Главное требование к тексту – он не должен быть интересным и отвлекать ребенка от задания. Пусть это будет какая-нибудь научная статья. Ежедневно в течение 3-5 минут (ни в коем случае не дольше) ребенок должен находить и зачеркивать в тексте заданные буквы. Начинать следует с одной буквы (например «а»), последовательно их меняя. Желательно начать с распространенных гласных букв, после перейти к проблемным согласным. Интереснее будет зачеркивать каждую из букв определенным цветом. После пяти-шести дней занятий, можно переходить на две буквы. Одну букву ребенок зачеркивает, а вторую либо подчеркивает, либо обводит в кружочек. Буквы должны быть схожими в сознании ученика. Самые распространенные проблемные пары букв это «п»-«т», «п»-«р», «м»-«л», «г»-«д», «д»-«б», «у»-«ю».
Упражнение 2 – Пишем вслух. Очень важное упражнение. Когда ребенок пишет текст, ему необходимо четко проговаривать все буквы, которые в данный момент он прописывает, выделяя подчеркиванием слабые доли. В этот момент школьник видит разницу между тем, как мы произносим слова и тем, как они пишутся. Например, фраза «Колобок, колобок, я тебя съем» на самом деле произносится как «калабок калабок я тибя съем».
Упражнение 3 – Вглядись и разберись. Это упражнение направлено на работу с пунктуацией. Заключается оно в том, что ребенок внимательно вчитывается в текст, обращая внимание на все запятые и другие знаки препинания и вслух объясняет их постановку. Тут очень важно подобрать текст, можно воспользоваться соответствующим возрасту и уровню развития ребенка сборником диктантов, в котором проставлены все знаки препинания.
Упражнение 4 – Пропущенные буквы. Помогает сформировать уверенный навык письма. Нужно приготовить два текста. Один обычный, который будет использоваться как подсказка, а второй то же самый, но с пропущенными буквами. Ребенку необходимо будет заполнить все пропущенные буквы, пользуясь текстом-подсказкой. Пример: «Не ешь меня зайчик, я тебе песенку спою» — «Н_ е_ь м_ен_, з_йч_ик, я т_б_ п_с_нк_ с_ою».
Помимо этих упражнений детям с дисграфией рекомендуется чаще играть в лабиринты, которые хорошо развивают крупную моторику, то есть движение руки и предплечья. В процессе такой игры необходимо следить за тем, чтобы ребенок менял положение руки, а не листа бумаги.
Необходимо избегать работы, в которой необходимо исправлять заведомо допущенные ошибки, так как у детей с дисграфией, как правило, очень хорошая зрительная память, и тексты с орфографическими ошибками здесь могут сослужить плохую службу.
Надеюсь, представленные рекомендации и упражнения помогут вам в решении такой непростой проблемы, как дисграфия.
Удачи!
Советы дефектолога родителям
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
4. Задавайте открытые вопросы. это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. например, спрашивайте «что он делает?» вместо «он играет?». если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». например: «мальчик прыгает или бегает».
5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
6. слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. скажите ребенку: «послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. а потом спросите «что это?» это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
7. Расскажите короткий рассказ, историю. затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. при затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. дайте ему возможность повторить эти слова. не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. после того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. занимайтесь каждый день.
9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. используйте слова, которые ваш ребенок знает. добавьте цвет, размер, действие. например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
10. Большинство занятий проводите в игровой форме. работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. не забывайте: учите ребенка, играя с ним. ваш ребенок самый замечательный!
Советы дефектолога
Обучение чтению и письму осуществляется в 1 классе учителями начальных классов. Задача родителей, педагогов УДО состоит в том, чтобы развивать у ребёнка необходимые речевые навыки в соответствии с возрастной нормой. В норме к 5 годам у ребёнка должна быть сформирована звуковая и морфологическая система русского языка. К 6 годам происходит развитие связной речи (рассказ по картинке, по серии картинок, пересказ), знакомство со звуками русского языка.
Для успешного обучения в школе чтению и письму, у дошкольника должны быть сформированы навыки:
– правильное звукопроизношение (все звуки произносятся корректно, дифференцируются свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие, схожие по артикуляции звуки);
– сохранная слоговая структура слов (не «проглатываются» и не меняются местами слоги, не искажается слоговой состав);
– достаточный лексический уровень (владение тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов, знание слов – антонимов, синонимов);
– отсутствие аграмматизмов в речи (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов);
– развитие связной речи: использование в речи сложных предложений, рассказ по картинкам, пересказ (умение называть действие, описывать предмет; в серии картинок понимать логическую цепочку действий – что сначала, что затем; умение рассказать понравившуюся сказку);
– запоминание стихов, ритмичных стихов-потешек;
– развитие мелкой моторики рук, умение правильно держать карандаш (умение собирать мозаику, проводить прямые, волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы);
– сформированность понятия право – лево, ведущей руки (умение четко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека напротив; на листе бумаги показывать левую и правую сторону, верхний правый и левый угол);
– на слух уметь выделять начальный звук в слове.
В последние годы просматривается тенденция увеличения числа будущих первоклассников, чья речь не соответствует возрастным нормам. Причин в этом несколько, основные из них: не все родители обращают внимание на речь детей в дошкольный период и обращаются к логопеду, не у всех есть возможность получить квалифицированную помощь. Наличие в школе пункта коррекционно-педагогической помощи, целенаправленные занятия с дефектологом помогают решить эту проблему и сделать обучение максимально успешным для каждого конкретного обучающегося, не оставить речевую проблему на всю жизнь.