Что такое дизартрия? Каковы причины ее возникновения и какие существуют методы ее коррекции?
Столкнувшись с этим расстройством, многие родители родных или приемных детей впадают в растерянность.
Дизартрия – это сложное расстройство речи, при котором она становится нечленораздельной и невнятной. Как правило, это состояние связано с поражением нервной системы и требует полноценной коррекции у квалифицированных специалистов. Данная патология обусловлена врожденными проблемами. При дизартрии ограничена подвижность органов речи, из-за чего затруднена артикуляция. Так же могут возникать проблемы с фонацией, речевым дыханием, интонацией, ритмом и темпом речи. Тяжесть заболевания может варьироваться от нарушения произнесения звуков, до полного отсутствия речи по причине полного паралича речедвигательных мышц, так называемой анартрии.
Подавляющее большинство причин, вызвавших дизартрию вызваны врожденными патологиями, такими как. ДЦП, нехватка кислорода во время внутриутробного развития, родовые травмы, асфиксия новорожденных; инфекционное поражение или опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы; аутоиммунные поражения; тяжелые интоксикации и др.
Диагностикой дизартрии занимаются неврологи. Часто, дети с этим заболеванием наблюдаются у невролога с рождения. Лекарственные средства и средства реабилитации подбираются в зависимости от конкретной формы заболевания.
Диагностика дизартрии
Пока малыш не начал говорить, бывает сложно заподозрить какие-либо отклонения, особенно при стертой дизартрии. Но ответственные родители начинают принимать необходимые меры, заметив необычную мимику у ребенка, необычное положению языка, затруднение глотательного рефлекса и т.д. В более старшем возрасте у детей может не получатся, например, лепить из пластилина, пользоваться ножницами, застегивать пуговицы.
Когда необходимо начать лечение?
Как можно раньше. Иногда, опасное убеждение «вырастет и заговорит» приводит к потере драгоценного времени. Важно своевременно обратиться за квалифицированной помощью при выявлении первых речевых дефектов. В этом случае шансов вылечить заболевание больше.
Что делать родителям?
Первое, что необходимо сделать, это обратиться к неврологу. Затем необходимо получить заключение и рекомендации логопеда, который владеет техникой логопедического массажа. Какого-то одного специального средства для лечения дизартрии не существует. Одновременно неврологом и логопедом разрабатывается комплексная терапия.
Родителям со своей стороны нужно обращать особое внимание на развитие мелкой моторики, собирать паззлы, конструкторы, лепить. Существует много разнообразных средств для ее развития. В том числе нетрадиционных, например, су-джок терапия, она представляет собой разновидность акупунктуры.
Кроме того, занятия плаванием улучшают состояние мышц и моторные навыки.
В раннем возрасте 2-3 лет рекомендуются занятия логоритмикой.
В 5 лет к комплексному лечению следует подключить дефектолога.
Направления работы логопеда
В своей работе логопед выявляет и устраняет дефекты речи у детей. Она направлена на формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи, нормализации мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
Если по какой-то причине вы не можете посещать логопеда, то рекомендуется окончить курсы занятий у квалифицированного специалиста, и заниматься с ребенком дома самостоятельно.
Примеры логопедического массажа и самомассаж
Надуваем и втягиваем щеки по очереди, открывает и закрываем рот, щелкаем зубами, рассасываем леденцы или имитируем, облизываем губы, зажимаем в зубах ребенка кусок ткани марли или бинта, и держим какое-то время. При этом взрослый аккуратно пытается этот кусок бинта вытянуть.
Артикуляционная гимнастика
Цель — укрепить лицевые мышцы.
Упражнения «Хоботок»
В течение пяти секунд необходимо вытягивать и вытягивать вперед губы, зубы и губы при этом остаются сомкнутыми.
«Заборчик»
Напрягаем губы в улыбке, с приоткрытым ртом, зубы при этом сжаты. Нижняя челюсть расслаблена, удерживаем в течение 5 секунд. Чередуем с другими упражнениями артикуляционной гимнастики.
«Лопатка» (открыв рот, растягиваем губы в улыбке, помещаем язык на нижнюю губу, удерживаем 5 секунд.
«Иголка»
Открыв рот, растягиваем губы в улыбке, вытягиваем вперед язык, следим за тем, чтобы он не поднимался вверх.
«Лопатка-иголка»
Чередуем упражнения.
«Часы»
Открыв рот, растягиваем губы в улыбке, высовываем язык и двигаем им вправо/влево, касаясь при этом уголков рта.
«Качели»
Открыв рот, растягиваем губы в улыбке, и упираемся по очереди в верхние и нижние зубы.
«Лошадь»
Имитируя цокот копыт, щелкаем языком.
Эффективность лечения во многом зависит от позиции родителей.
Процесс коррекции может оказаться длительным. Родителям необходимо быть максимально терпеливыми и последовательными, и стараться как можно больше времени уделять коррекционным упражнениям. Не стоит ограничиваться лишь занятиями с логопедом. Заниматься с ребенком следует и самостоятельно, в свободное время.
Совместная работа логопеда и родителей является залогом успеха коррекционного процесса.
Дизартрия, советы логопеда. Что делать родителям?
Read Time:3 Minute, 13 Second