Консультация для родителей
Когда ребенок только начинает сидеть и ходить, родители сразу включают ему мультики на смартфоне, лишь бы не мешал. Потом проходит время, а малыш не говорит, к 3-4 годам с трудом выговаривает всего несколько слов. Тогда начинается паника, и ребенка водят по больницам, специалистам, логопедам и психологам. А время упущено. Именно отсутствие живого общения и раннее увлечение современными гаджетами является одной из причин задержки развития речи у детей, считают врачи.
Кто из родителей не сталкивался с ситуацией, когда малыш, который еще не говорит ни одного слова, вырывает из рук родителей смартфон и довольно умело начинает тыкать в него пальчиком?
Современные дети учатся пользоваться гаджетами раньше, чем разговаривать. Многих пап приводит это в восторг, они думают, что их ребенок вырастет компьютерным гением. Однако ученые бьют тревогу: они считают, что раннее взаимодействие с гаджетами вызывает задержку речевого развития у детей и потерю зрения. Вместе с учеными родители и педагоги замечают, что дети начинают позже говорить и, мало того, речь их бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Значительно увеличилось количество слов «паразитов» в речи. Возросло количество детей с темповыми задержками речевого развития. Фразовая речь ребёнка 6–7 лет зачастую состоит из простых распространённых предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации. Дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для многих непосильна задача выложить последовательность из четырёх сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
И самое обидное, что в большинстве случаев причина не в наследственности и не во врождённых или приобретённых физических недостатках, а в, ставших неотъемлемой частью повседневной жизни, телефонах и планшетах.
Родители стараясь выразить свою любовь к ребёнку, задаривают его тем, что им самим когда-то было недоступно, или желая, чтобы у него было всё «не хуже, чем у других». Другие стараются компенсировать дорогими техническими новинками недостаток внимания с их стороны, ошибочно полагая, что при помощи, компьютера ребёнок сможет развиваться самостоятельно, так как получая информацию ребенку обязательно нужно ею с кем-то поделиться, обсудить увиденное, услышанное. И если нет такой возможности, дети становятся молчунами. А как следствие, серьёзно
нарушается внутренняя речь, в которой формируется всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.
Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их мало что интересует и увлекает.
Отсутствие собственного содержания отражается и на взаимоотношениях детей, они не знают, как их выстраивать и вновь садятся за монитор, ведь куда проще нажать на кнопку и, не прилагая усилий, получить готовые развлечения.
Безусловно, невозможно совсем оградить их от компьютерных игр. Но во всём необходимо соблюдать меру. Для детей в возрасте 2-7 лет использование гаджетов необходимо ограничить до 1 часа в день.
Советы логопеда:
– Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и умывание, время, когда ведете ребенка в школу и обратно.
– Слушайте дома хорошую музыку, чувство ритма важно в освоении речи. Пойте вместе с ребенком. Спускаясь и поднимаясь с ребенком по лестнице, считайте вместе ступеньки.
– Вспомните про народный фольклор — потешки, простые стишки, сказки. Найдите 15 минут, чтобы обсудить прочитанное, задайте ребенку вопросы, пусть вспомнит содержание сказки.
– Запомните: речь находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пластилин, пазлы, шнуровки — все эти игрушки должны быть у ребенка.
– Рисование тоже способствует развитию мышления, воображения и речи. Но правило здесь такое: играйте вместе с детьми.
– Детям до 6 лет нельзя смотреть мультфильмы, где герои коверкают речь. Не сюсюкайте с детьми сами, говорите с ними как со взрослыми.
– Обучение иностранным языкам, чтению противопоказано детям с нарушениями речи. Если в семье говорят на двух языках, это тоже может нанести вред.