Ученическое самоуправление — такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей.
К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возможности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить отношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива. Сущность самоуправления раскрывается в его функциях:
- Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;
- Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
- Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;
- Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;
- Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач;
Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, где выдирают органы самоуправления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советь дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определяет их полномочия.
Детские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в социуме. В самом общем виде детское общественное объединение или организация могут быть охарактеризованы как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка.
Наряду с самой массовой общественной организацией — БРСМ (создан в 2002 году) — в Республике Беларусь действуют: Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО), Белорусская республиканская скаутская организация (БРСО), Ассоциация белорусских гайдов (ДОО «АБГ»), Лига добровольного труда молодежи, организация «Молодежь против преступности» и другие детские и молодежные объединения.
Функции детских, молодежных организаций и объединений:
Развивающая — обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели.
Ориентационная – обеспечение условии для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни.
Компенсаторная — создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.
Глава БШС – Шинкевич Дарья
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 25 г. Могилева»